Домой > Инфо > Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. В семье, кроме него, было ещё 5 детей – четыре брата и сестра. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Антон Павлович Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Антоша рос живым, остроумным мальчиком. Он много читал, увлекался театром и сам разыгрывал перед братьями и знакомыми целые сцены. Особую радость ему доставляли забавные рассказы, которые он читал прямо-таки мастерски.

Чехов получил медицинское образование, но связал свою жизнь с литературой. Поначалу литературным творчеством Чехов занимался в свободное от занятий в университете время, и как бы шутки ради. Он начал печататься в популярных тогда журналах развлекательного характера: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель». Подписывался Антон Павлович под написанными им рассказами не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезёнки», «Улисс», «Брат своего Брата».

Чехов рано взял на себя заботу о своей семье. С самой ранней юности он был наставником не только младших, но и старших братьев, не отличавшихся твёрдостью характера. Писатель очень много работал: в течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходил без рассказов Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать кратко. Вам, наверное, известно, что выражение «Краткость — сестра таланта» принадлежит А.П. Чехову?

Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. К.И. Чуковский писал о Чехове: «…больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними… чуть только у него среди его тяжёлых трудов выдавался хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним…»

Для Чехова не существовало только внешней красоты, не озарённой красотой внутреннего содержания. Вы, наверное, согласитесь, что его слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» – вечны? А ещё ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни. И с этим тоже нельзя не согласиться!

Антон Павлович Чехов оставил о себе добрую память в сердцах и душах потомков. Он строил школы, дороги и мосты, копал пруды и сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.

Сегодня, в день рождения писателя, предлагаем вам вспомнить замечательные произведения Чехова для детей — «Каштанка», «Белолобый» и «Ванька».

Кстати, у Антона Павловича нет специальных, «детских» произведений. Он говорил: «Писать для детей вообще не умею». Но почему же тогда произведения Чехова понятны детям? Да потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать! А еще он любил детей! В отношении Чехова к ним было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению. Именно поэтому книги Чехова добрые и поучительные. И в них всё правдиво!

Вот, например, «детский» рассказ А.П. Чехова — «Каштанка». Сколько же смысла заложено в нём! Сердце сжимается, когда читаешь эту грустную и трепетную историю о потерявшейся собаке Каштанке, которая вдруг попадает к таинственному незнакомцу – старому цирковому клоуну, который ласково называет её Тёткой.

А знаете ли вы, что своим успехом автор «Каштанки» в какой-то мере был обязан знаменитому дрессировщику животных В.Л. Дурову? В книге «Мои звери» он рассказал о первой дрессировке рыжей собачонки Каштанки и об её интересной судьбе. Чехов превратил интересный факт из цирковой жизни Дурова в замечательное художественное произведение. В рассказе талантливо показаны характеры всех животных. Перед читателем проходят: флегматичный кот с его равнодушным отношением к окружающей жизни; непосредственный, разговорчивый, учёный гусь; добродушная, весёлая свинья; умная, эмоциональная собака. «Каштанка» Чехова раскрывает ценность таких чувств, как дружба, привязанность, преданность .

Через 8 лет после создания «Каштанки» Чехов пишет новый рассказ о животных – «Белолобый».Он близок во многих отношениях «Каштанке». Чехов показал себя ещё раз тонким наблюдателем жизни и повадок животных, когда написал о приключениях щенка, случайно попавшего в логово волчицы.

Очень интересен и удивителен сюжет рассказа «Белолобый». Удивителен он тем, что в нём о волчице Чехов рассказывает, как о человеке: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат». Она была стара, но всё-таки голод заставил волчицу выйти на охоту. Каково же было её разочарование, когда она обнаружила, что, вместо долгожданного ягнёнка, украденного из хлева деда Игната, несёт в зубах белолобого щенка. Очень интересно описаны в рассказе и волчата, играющие со щенком, и сам Белолобый, возвращающийся домой, и отношение к нему деда, который, в конце концов, отходил его хворостиной, приговаривая: «Ходи в дверь», и незамысловатый быт бедного человека.

И ещё хочется напомнить вам об одном удивительном рассказе Антона Павловича Чехова – «Ванька». В нём рассказывается о крестьянском мальчике, жившем в XIX веке, немногим более 100 лет назад.
В те времена нужда заставляла родителей посылать своих детей на работу в услужение к богатым господам или в учение к мастеровому: пусть далеко от дома, пусть тяжело ребёнку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. Однако хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжёлые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? А если ребёнок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.

Как раз таким сиротой является главный герой рассказа «Ванька», который терпит нужду и лишения в доме сапожника. Из всех родных у мальчика остался только дедушка. Именно ему в ночь под Рождество Ванька пишет письмо, в котором описывает свои горести и печали. Не зная адреса старика, он подписывает на конверте – «на деревню дедушке». Его мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.

Несмотря на крайне тяжёлое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передаёт поклоны всем знакомым.

«Ванька» – рассказ об одиночестве, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.
Не только рассказы, «Каштанка», «Белолобый» и «Ванька», но и ещё более двадцати прекрасных произведений Чехова можно отнести к детским. Это «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Беглец» и другие. Ещё при жизни Чехова они вошли в сборник «Детвора».

Биография автора — http://citaty.su/biografiya-antona-pavlovicha-chexova

http://obrazovaka.ru/essay/chehov

100 интересных факта о жизни А. Чехова — http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-iz-zhizni-chexova/

Все о Чехове — http://chehov-lit.ru/

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» — https://chekhovmuseum.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *