Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения
В XXI веке книга перестала быть единственным средством получения информации. К библиотеке добавились фонотека, видеотека, медиатека. Они изменяют роль библиотекаря, который призван стать навигатором в едином информационном образовательном пространстве, специалистом, способным облегчить и ускорить блуждание в виртуальной сети, экспертом, помогающим найти и оценить полученную информацию.
Переход от библиотеки к школьному библиотечному медиацентру есть реализация идеи создания полноценной информационной службы в школе, открытой и доступной всем участникам образовательных отношений.
Медиацентр, созданный год назад на средства выигранного гранта, является структурным подразделением школы, ориентированным на обслуживание информационно-познавательных потребностей всех категорий пользователей (учащихся, учителей и педагогических работников, родителей, людей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья) и оказывающим помощь учащимся в овладении информационной культурой.
Как же медиацентр помогает развивать информационную культуру?
Во-первых, заслуживает внимания материально-техническая база центра: он оснащён новейшим фото и видеооборудованием, эстетически оформлен баннерами, укомплектован мебелью, обеспечен программой «1С-Библиотека».
Во-вторых, Медиацентр представлен четырьмя пространственно-обособленными зонами различных типов («Инфо», «Экспо», «Медиа» и «Дистант»), ориентированными на развитие информационной культуры, самоопределение и комплексное системное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, читательских ориентиров. Каждая зона помогает учащимся развивать определённые умения и навыки, опыт творческой и игровой деятельности.
Зона «Инфо» — это виртуальная площадка дистанционной поддержки учащихся и родителей. В ресурсе виртуальной библиотеки размещаются медиапродукты: электронные списки литературы, ссылки на электронные ресурсы, методические рекомендации. Планируется создание блога и чата, в пространстве которых будет осуществляться онлайн-общение между различными группами пользователей медиацентра.
Зона «Экспо» — это площадка для реализации программы выставочной деятельности медиацентра в виртуальном и реальном пространстве школы и на базе социальных партнеров.
Зона «Медиа» — это стартовая площадка для развития профессиональных навыков учащихся. Обучение базируется на использовании мультимедийных и телекоммуникационных технологий. «Медиа» — это школьные средства массовой информации: газета, телевидение и радио. Именно в рамках этой зоны дан старт сетевых проектов учащихся: телеакция «Читаем природу», цикл радиопередач «Театр звука», конкурс баннеров «Арктика без границ», конкурс буктрейлеров «Зная – сохраняй», издательский проект «Открывая красную книгу».
В клубе «Дистант» прошли встречи с интересными людьми нашего города (писателями, поэтами, журналистами, корреспондентами, радиоведущими, режиссерами), литературные гостиные, библиотечные уроки. Подобные мероприятия включают учащихся в активную общественную жизнь, способствуют социализации детей. Активными участниками данной диалоговой площадки стали активисты Российского движения школьников.
В-третьих, реализация мероприятий сетевого читательского марафона «Открытая «Экокнига», которые как раз и помогли учащимся повысить уровень читательской грамотности, а также овладеть информационной культурой, которая является неотъемлемой составляющей современного человека.
В рамках марафона прошел цикл мероприятий, в которых приняли активное участие учащиеся городских школ, библиотекари, учителя-предметники, представители общественности, члены клуба «Преодоление» и социальные партнеры. На каждом этапе участники знакомились с новыми формами деятельности в ходе мастер-классов, организованных при поддержке Надымской студии телевидения, газеты «Рабочий Надыма», Надымского радио.
Всё это воплощённые дела первого года функционирования медиацентра. В дальнейшем в рамках реализации сетевых читательских проектов планируется развитие новых медиакультурных практик с разнообразным тематическим содержанием.
Конкурсы
Такие разные уроки, но в каждом мастера рука
Курсы повышения квалификации
Управление проектированием организации инклюзивного образования
Педагогическая деятельность библиотекаря в образовательной организации
Использование библиотеки цифрового образовательного контента
Благодарности, поощрения
Благодарность Главы муниципального образования
Публикации
Диссеминация педагогического опыта
Дополнительная общеразвивающая программа Модульное оригами
Проектная деятельность в школьной библиотеке
Рабочие программы
Анализ работы Медиацентра